В годы Великой Отечественной войны в обороне Советского Заполярья принимали участие уникальные подразделения, уникальные не только для Красной Армии, но и для армий других стран. В военных билетах наших бойцов появилась запись "ездовой оленевод ", а вместо шинелей и мундиров они носили традиционные для саами меховые малицы. Это были оленетранспортные батальоны. Состояли эти батальоны из коренных жителей Крайнего Севера и оленьих упряжек.
Впервые в Красной Армии олений транспорт показал свою жизнеспособность еще во время Финской войны. Тогда-то и были разработаны основные положения по использованию оленей в войсках. С началом Великой Отечественной войны они приобрели особую ценность.
Правда, организовать и опробовать все задуманное до начала войны так и не успели. Пришлось спешно собирать оленьи подразделения, когда уже шли бои. В частях искали людей, знакомых с оленеводством. В ноябре 1941 года для 14-й армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении, оленеводы сформировали первые три транспорта, состоявшие целиком из оленьих упряжек. Каждый из таких транспортов обслуживали 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов, 15 оленегонных собак, 76 легких нарт, 270 грузовых нарт. В последующее время было создано еще четыре транспорта. Всего за годы войны оленеводы-ловозерцы передали армии и флоту 5900 транспортных оленей, 1600 комплектов упряжи к ним, 1119 нарт.
Выгоды оленьей упряжки были неоспоримы: на санях легко по бездорожью проникнуть в тыл врага. Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. И в тундре, и в лесу он всегда найдет себе пропитание — серебристый ягель. Кормом для него служат трава, листья, которых много под ногами. Олень никогда не нарушит тишины — даже раненый, он не издает ни звука. И, что немаловажно, ни одно крупное упряжное животное не сможет пробежать по снежной целине десятки километров за сутки. А олень очень вынослив. Форсированным маршем олени способны преодолеть до 80 км в сутки.
Оленьи транспорты полностью оправдали доверие по части проходимости, когда после буранов и снежных заносов фронтовые дороги становились абсолютно непроезжими для автомашин и даже тракторов.
Перед оленетранспортными батальонами стояли те же задачи, какие выполняла автомобильная техника: обеспечение выездов командования в войска, доставка спецдонесений, оружия и боеприпасов, продовольствия, дров и горючего.
Олени использовались даже в десантных операциях. Благодаря им в тылу врага неожиданно для немецких солдат появлялись наши горные пушки и минометы. Большую помощь оказывали животные и авиации. Добраться до сбитых самолетов в тундре мог лишь олений транспорт. С их помощью вывозили раненых летчиков, запчасти и моторы самолетов, каждый из которых весил не менее полутонны.
Превратив полярную ночь и бездорожье в своих союзников, оленелыжные батальоны занимались не только транспортными операциями. Они участвовали в разведке, наступлениях, крупных рейдах в тыл врага.
Узнав о создании оленьих частей и подразделений, гитлеровское командование поставило особые задачи авиационным частям по уничтожению движущихся на формирование оленьих стад, посылало специальные отряды диверсантов для истребления транспортов. Но, несмотря на все их усилия, транспорты продолжали работать.
Оленьи транспортные отряды состояли на службе в Красной армии практически до конца войны и сыграли заметную роль в обеспечении боевой деятельности войск в Заполярье.
В конце 2020 года в Мурманске появился памятник "Подвигу бойцов оленетранспортных батальонов". На квадратной основе перед образом сопки изображены фигуры бойцов "оленетранспортных батальонов" – оленевода и лыжника, а также оленей в упряжке и лайку – как память о том, какие животные помогали ковать Победу в годы Великой Отечественной войны.