Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Четверг, 25 Апреля 2024
19:17

Александр Макаревич: "Формула социальной ответственности бизнеса одна – любая благотворительность может быть только плюсом к налогам"

Дата 16.03.2018

6 марта в правительстве Мурманской области состоялось расширенное заседание Экономического совета при губернаторе, на котором участники заслушали доклады генерального директора АО "Апатит" Михаила Рыбникова и директора Кировского филиала АО "Апатит" Андрея Абрашитова об итогах деятельности группы "ФосАгро", в том числе Кировского филиала АО "Апатит", в 2017 году и перспективах развития.

Напомним, что с 1 июня 2017 года головной офис АО "Апатит" был перерегистрирован в Вологодской области, в нашем регионе компания сейчас представлена Кировским филиалом АО "Апатит". После этого в СМИ губернатор региона и руководители компании заявляли, что перерегистрация АО "Апатит" в Череповце – не во вред поступлениям в бюджет области. Однако по итогам 2017 года выяснилось, что произошло снижение налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный областной бюджет от компании на 2,7 миллиарда рублей. При этом, по словам представителей АО "Апатит", около 45% численности персонала компании и 50% ее производственных мощностей находятся в Кировско-Апатитском районе Кольского полуострова.

Вполне закономерно, что после выступления основных докладчиков, у ряда депутатов возникли вопросы к представителям АО "Апатит". Так, председатель Комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения Мурманской областной думы Александр Макаревич, положительно оценив инвестиции в развитие рудной базы и модернизацию производства, реализацию ряда социальных проектов, большую программу благотворительной деятельности, отметил бросающееся в глаза обвальное сокращение от АО "Апатит" налоговых поступлений.


Фото с сайта ГТРК "Мурман"

"В 2016 году бюджет области получил от компании 8,5 миллиарда рублей всех видов налогов, в 2017 году на треть меньше – всего 5,8 миллиарда. А если принять во внимание планы по дальнейшему сокращению налоговых платежей в региональную казну, – подчеркнул Александр Макаревич, – то громкие заявления руководства о лидирующих позициях ФосАгро среди крупнейших налогоплательщиков Мурманской области сегодня можно смело назвать не соответствующими действительности".

Обращаясь к представителям ФосАгро, депутат пояснил свою точку зрения: "В прошлом году консолидированные налоги компании в бюджеты четырех регионов присутствия (Мурманской, Ленинградской, Вологодской и Саратовской областей) составили 14,5 миллиарда рублей. Их доля, если учесть локализацию активов и численность работников, относительно нашего региона – неадекватна. Из этих денег только 5,8 миллиарда приходится на Мурманскую область. Дно цен на продукцию компании, на что ссылались ее представители, объясняя такое резкое снижение налогов, было в 2016 году. Несмотря на это, объемы налоговых платежей были значительно серьезнее – 8,5 миллиарда рублей. Да, работал фактор высокой курсовой стоимости доллара. Но по выручке и расходам ваша компания – преимущественно долларовая. И среднегодовые цены в долларах на фосфаты и фосфорсодержащие удобрения в 2017 году выросли на 10% по сравнению с 2016 годом, а сокращение налогов просто критическое. Можно много говорить о больших объемах благотворительности, участии в социальных проектах. Но это не должно подменять ключевой критерий социальной ответственности бизнеса – внесение налоговых платежей во все уровни бюджетной системы".

Александр Макаревич заявил: "В связи с этим хотелось бы предметно увидеть анализ причин, которые привели к такому катастрофическому снижению объемов налоговых платежей, что впору вмешиваться определенным надзорным органам. По крайней мере, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе, наверное, должен обратить внимание на эту ситуацию, потому что она приведет к очень неблагоприятным последствиям". Как пояснил депутат, если в 2018 году регион не увеличит поступление доходов в бюджет на 3%, то под угрозой окажется выполнение дополнительных соглашений с федеральным Минфином, которыми определяется порядок реструктуризации бюджетных кредитов, полученных Мурманской областью.

Также парламентарий поинтересовался, почему в прошлом году на АО "Апатит" не индексировался фонд оплаты труда. Представители компании ответили, что индексация проведена 1 марта нынешнего года.

На совещании прозвучала информация, что согласно прогнозному плану компании на 2018 год налоговые отчисления в консолидированный бюджет области должны составить 3,8 миллиарда рублей, однако, по уточненным данным, они могут снизиться до 1,6 миллиарда рублей.

Депутат высказал пожелание, отметив роль  "Апатита" в индустриализации Кольского полуострова, начавшейся с 1929 года: "В моем понимании на плечах "Апатита", его акционеров и менеджмента лежит определенная доля исторической ответственности за репутацию этого предприятия в настоящее время и в ближайшей перспективе, за должное отношение к Кольскому краю, где, как признают сами руководители компании, находятся ее основные активы. Хотелось, чтобы в дальнейшем не происходило подмены благотворительностью налоговых платежей. Если бы компания больше платила налогов, то муниципалитеты и исполнительные органы власти Мурманской области могли бы решить многие проблемы".

"Нужен принципиальный подход – любая благотворительность может быть только плюсом к налогам, – подчеркнул Александр Макаревич. – И с учетом того, какая картина складывается сегодня, когда налоговые поступления обваливаются со скоростью падающей руды в рудоспусках на Центральном руднике, претендовать в такой ситуации на налоговые преференции при реализации инвестиционных проектов, прислоняясь к чахнущему областному бюджету, неправильно, не морально и несправедливо".

Комментируя итоги совещания, Александр Макаревич отметил: "Я, как и многие депутаты, позитивно воспринял новый формат обсуждения вопросов о деятельности крупных компаний на территории региона, которые являются градообразующими предприятиями и основными налогоплательщиками области. Но практическая отдача от этих обсуждений будет только тогда, когда мы не будем рассыпаться в реверансах друг перед другом, а начнем обсуждать острые, реально существующие проблемы честно и откровенно. Исходя из такой точки зрения я и задал на совещании вопросы представителям АО "Апатит".

Также депутат высказал принципиальную позицию: "С учетом резкого падения налоговых отчислений компания должна добровольно отказаться от налоговых преференций. Потому что в прошлом году в рамках соглашения между правительством Мурманской области и группой "ФосАгро" последняя получила за счет областного бюджета налоговые льготы за инвестиционную деятельность в размере 105,3 миллиона рублей".

На мероприятии депутат официально внес предложения рекомендовать участникам заседания со стороны группы "ФосАгро" представить в правительство Мурманской области:

– анализ причин (факторов), оказавших, наряду с конъюнктурой цен на мировом рынке, влияние на значительное сокращение налоговых платежей (прежде всего по налогу на прибыль) от Группы "ФосАгро" в консолидированный бюджет Мурманской области в 2017 году;

– уточненный прогноз платежей по налогу на прибыль в консолидированный бюджет Мурманской области в 2018 году с учетом локализации активов группы, численности работников ее подразделений, расположенных в Мурманской области и иных субъектах РФ, а также складывающейся конъюнктуры цен на мировом рынке.

P. S. Согласно закону физики, если в одном месте убыло, значит, где-то в другом – прибыло. По имеющимся данным, в нашем случае выгодоприобретателем перерегистрации "Апатита" стала Вологодская область, в бюджет которой ушла гораздо большая часть налоговых отчислений компании.

На сегодняшний день между компанией "ФосАгро" и правительством региона действует Соглашение о социально-экономическом партнерстве, подписанное в июне 2017 года. Его целью является социально-экономическое развитие Мурманской области, Кировска и Апатитов, срок действия рассчитан на 2017-2019 годы. По соглашению размер инвестиций компании "ФосАгро" в развитие инфраструктуры городов Кировск и Апатиты составляет 695,2 млн рублей, доля региона составляет порядка 1,5 миллиарда рублей.

Изменен 19.03.2018

Возврат к списку